Происхождение вселенной согласно текстам Гермеса выглядело так: первоначально существовал лишь только Бог, являющийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имеющий андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Между тем, Свет породил Слово, Сына Божьего, Сам же в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Световой мир Сил - это идеальный мир, архетип мира материального. Бог Ум - Отец породил затем второй Ум - Демиурга, названного Богом огня и дыхания. Возникает, таким образом, герметическая триада: первый Ум - Отец, Слово, и второй Ум - Демиург. Упоминается также персонифицированная Воля Божья. Именно Она, восприняв Слово и увидев архитипический мир, пожелала его скопировать и породила души, а Ум - Демиург создал семь мироправителей, соответствующих семи планетам. Владычество этих мироправителей и является Судьбой. Так герметизм обосновывает астрологию. Ум - Демиург и Слово приводят в кругообразное движение аморфную первоматерию, в результате чего элементы отделяются друг от друга и из низших элементов возникают живые существа: из воздуха - пернатые, из воды - рыбы, из земли - четвероногие. При этом дважды подчеркивается, что, хотя создателями мира были Демиург и Слово, они действовали в согласии с первым Умом.
Согласно герметическим представлениям, мир един и все его части связаны друг с другом. Звёзды-боги или только образы божества, дающего им начальное движение, оказывают влияние на мир людей. Мир состоит из четырёх (или пяти в некоторых вариантах текстов) элементов: воды, земли, воздуха, огня (и эфира), которые взаимодействуют между собой и распределяют хорошие и дурные воздействия звёзд. Таким образом, мир является органическим единством, подчинённым вечным законам, и заслуживает названия "миропорядок" ("космос"). Это замкнутое поле управляется вечно возвращающимся временем, символ круговращения - упорядоченное движение звёзд по своим траекториям. Звёзды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом: "Человека, мой дорогой Амон, знающие называют миром, так как он - часть мировой природы". Поскольку един мир, едино и познание; при этом познание мира, самопознание и познание Бога оказываются одним и тем же. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гнозис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий